Как искоренить сиротство . Экономическая политика
Как искоренить сиротство
19 Март 2013, Галина Семья

Политика устройства детей-сирот в семьи, которая реализуется в нашей стране с 2007 года, уже дала серьезные положительные результаты. Однако радикально уменьшить общее число сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пока не удается. Именно в этом направлении необходимо предпринять серьезные шаги, отметила  член Координационного совета при Президенте РФ по реализации национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы Галина СЕМЬЯ на заседании пресс-клуба АНЦЭА


Галина Семья
Детство – опасный возраст

Данные, полученные при подготовке Национальной стратегии действий в интересах детей, свидетельствуют о бедственном положении многих маленьких граждан нашей страны. Нередко вопрос стоит о выживании детей, причем в прямом смысле этого слова.

Россия – один из лидеров  в Европе по уровню детской и подростковой смертности. Коэффициент смертности для российских детей в возрасте до 5 лет составил в 2010 г. 10,2%. Во второй половине 2000-х в России погибало 108-120 детей на каждые 100 тыс. человек этого возраста, что в 3-5 раз превышает аналогичные показатели в большинстве европейских  странах. Основная причина смертности – несчастные случаи (травмы и отравления). На их долю приходится 75%.

Условия жизни многих детей оставляют желать лучшего. Около 23% ребят проживает в семьях, испытывающих трудности с обновлением одежды и обуви, доступом к медицинской помощи и лекарствам, 16% не понаслышке знает, что такое голод (на официальном языке это звучит, как «проживание в семьях, вынужденных ограничивать питание»). В некачественном жилье пребывает практически каждый пятый ребенок, каждому третьему из них еще не исполнился один год. 18% детей до 7 лет жили в 2010 г. на сумму ниже прожиточного минимума, среди ребят постарше – от 7 до 16 лет – их насчитывался 21%.

Что касается общей численности детей в нашей стране, то и здесь ситуация сложная. Если в 2003 г. в России насчитывалось 31, 2 млн детей, то в 2012 г. – только 25,4 млн, что составляет около 17% населения страны. Прогнозные оценки количества маленьких граждан нашей страны к 2025 г., сделанные по той же методике, по которой в свое время оценивались перспективы численности взрослого населения в Концепции демографического развития, позволяют предположить: если не предпринять мер по исправлению сложившейся ситуации, то к 2025 г. в России будет не более 22,5 млн детей. Если же реализовать весь потенциал скрытых возможностей и задействовать все механизмы (миграция, увеличение продолжительности жизни), то в стране будет 28,7 млн детей (см. граф. 1).

«Бассейн» наполнен постоянно

Таблица 1. Особенности  детского контингента в условиях деинституционализации. Источник: презентация Г.В. Семья
Таблица 1. Особенности детского контингента в условиях деинституционализации. Источник: презентация Г.В. Семья
График 1. Источник: презентация Г.В. Семья
График 1. Источник: презентация Г.В. Семья
Именно неблагополучные семьи, как правило, являются средой, генерирующей детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Ежедневно в нашей стране выявляются ребята, которые направляются в систему государственного попечения. Если нет возможности устроить их в замещающие семьи, они попадают под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, детские дома-интернаты).  Этот процесс выявления – помещения – семейного устройства идет непрерывно.

Проиллюстрировать его можно школьной задачей о бассейне, в который из одной трубы вода поступает, а через другую убывает. «Вливающиеся»  – это дети, которых государство изымает из семей, и они по разным причинам попадают в нашу государственную систему детских учреждений для сирот. Убывающие – это дети-сироты, которые или устраиваются в семьи, или им исполняется 18 лет, или они умирают. В результате «уровень воды в бассейне» – это число детей, которые находятся в учреждениях для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Если «влилось» больше, чем «вылилось» – уровень растет. Если наоборот, «бассейн мелеет». К сожалению, второй вариант за счет семейного устройства детей-сирот наблюдался только в 2007-2008 гг., когда государство начало оказывать реальную материальную и моральную поддержку замещающим семьям.

 Сегодня наш «бассейн» выглядит примерно так: в 2011 г. «влилось» 82 177 детей, оставшихся без попечения родителей, «вылилось» на семейные формы – 67 520, то есть прибавилось детей в «бассейне».  А наблюдаемое итоговое сокращение численности детей в учреждениях идет только за счет выбывающих по достижению 18 лет выпускников. В результате на начало 2012 года почти 130 тыс. детей находились на учете в федеральном банке данных. Общее же число детей, оставшихся без попечения родителей, составляло 654 тыс. чел., оно включало и детей в учреждениях для сирот, и тех, кто находился на семейных формах воспитания. Это означает, что из каждой тысячи детей в нашей стране почти 3 ребенка получали статус оставшегося без попечения родителей.

При этом ситуация в федеральных округах и регионах складывается по-разному (см. табл.1).

Но оценка эффективности региональной политики профилактики сиротства ориентирована на один показатель – долю детей-сирот, устроенных в семьи. И надо признать, это происходит весьма активно. Но «напор» из «трубы», которая ведет в этот «бассейн», также может не ослабевать.

Бум устройства сирот в семьи

Пособия на содержание детей, оставшихся без попечения родителей,  в среднем выросли  в России за  2007-2012 гг. на 38%

В  2006 г. президент РФ дал поручение правительству и губернаторам найти механизмы и пути, чтобы сократить число детей-сирот в госучреждениях. Первое, о чем задумываются чиновники при такой постановке вопроса,  – это деньги. В результате и ответственность за соблюдение прав детей, и расходы на эти цели центр переложил на регионы. Однако с 2007 г. произошли изменения в этой области: выплаты стали поступать из федеральных средств. Сделав ставку на приемную семью, федеральный центр взял на себя и единовременные выплаты при устройстве ребенка в семью, и компенсации расходов региональных бюджетов на выплату вознаграждения приемным родителям и пособия на ребенка опекунским и приемным семьям. Моральная поддержка (фокус внимания первых лиц страны и регионов был направлен на усыновление, известные медийные лица показали усыновленных детей, и в результате усыновление или опекунство стали восприниматься как гражданский поступок) также способствовала тому, что в стране начался настоящий «усыновительский» бум. В 2007 г. фактически разобрали всех маленьких детей, а в ряде регионов, например в Белгородской области в возрасте до 12 лет включительно. В тот год гораздо больше детей находило новых родителей, чем теряло родной дом.

Регионы и сегодня в некотором смысле соревнуются в оригинальности и эффективности подходов к стимулированию устройства детей в семьи, прежде всего усыновления. Механизмы в основном монетарного характера. Например, законом Калининградской области от 21.12.2006 г. № 103 в данном регионе установлена выплата в размере 615 тыс. руб. на приобретение усыновленному ребенку жилого помещения в собственность. Размер единовременных выплат при усыновлении разнится от 30 тыс. руб. (город Москва) до 200 тыс. руб. (Красноярский край, Тамбовская область).

Кто остался на попечении государства

В результате активного устройства детей в семьи в последние годы принципиально изменился контингент детей в госучреждениях. Сейчас там, в основном, пребывают ребята старше 10 лет (69%).  Среди них – старшие подростки с умеренной и высокой тяжестью психологической травмы и девиацией поведения. У многих за плечами  криминальное прошлое (условные судимости, срок пребывания в специальных исправительных учреждениях). Еще одна когорта ребят, надолго задерживающихся в госучреждениях для сирот, –  дети с ограниченными возможностями (в среднем 25%). Инвалиды среди них составляют 12%, а  в некоторых регионах – до 40%.  Среди детей-инвалидов около  четырех тысяч страдают ДЦП и около трех - синдромом Дауна. А вот детей с ВИЧ, особенно с  неуточненным диагнозом (рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей, а потому имеющих высокий риск заражения, но пока не подтвержденный анализами), довольно охотно берут в семьи.  Не слишком популярная у усыновителей или потенциальных опекунов группа – дети, имеющие братьев или сестер, и проживающие в детских учреждениях. По закону, их, как правило, нельзя разделять при устройстве в семью. У некоторых детей шансы найти новых родителей невелики в связи с их этническим статусом.

«Постоянно детдомовскими» можно также назвать ребят, помещенных в «учреждение» по заявлению родителей. Последние по закону имеют право (при наличии достаточных уважительных причин) оставить их там на некоторое время, но при этом забрать их в другую семью невозможно.

Кстати, многие становятся сиротами уже в «учреждении» (особенно часто – до 40% – это случается в северных регионах), т.е. их родители гибнут после того, как дети попали под крыло государства. Причины смерти социально неблагополучных родителей разнообразны, но главным образом связаны с их образом жизни.

Детям нужнее семья, чем государственная забота

Отечественные и зарубежные исследования показывают, что если ребенок  до 4-6 лет не был передан на семейное воспитание, то ликвидировать негативные последствия его пребывания в детдоме или интернате крайне сложно. У малышей, более трех месяцев находящихся без родителей, могут возникать расстройства, связанные с формированием привязанностей, задержки развития, а также атрофия нервных путей при развитии мозга. Не зря при международном усыновлении американцы ставят нашим детям диагноз – психосоциальная карликовость. Когда ребенка постоянно переводят из одного учреждения в другое (дом ребенка – дошкольный детский дом – школа-интернат и т.п), у него не формируется привязанность, а в результате запускаются иные механизмы развития личности: он не умеет дружить, любить.

Полностью искоренить  детские дома и интернаты невозможно: есть дети, которые не могут быть переданы на воспитание в семьи. Но им требуется серьезно улучшение условий проживания, воспитания и образования

Словом, следует отказываться от помещения ребенка в госучреждение, если существует иной выход. Сегодня в развитых странах проводится  политика деинституционализации – вывода детей-сирот из госучреждений.

Важно также не допускать перевода детей из домов ребенка в детские дома и школы-интернаты. Необходима профилактика социального сиротства, т.е. раннее выявление семейного неблагополучия (например, социальный патронат) и вовремя оказывать помощь семье.  К профилактике можно отнести и все виды помощи семьям с детьми, а также координацию работы соответствующих ведомств. Наконец, немаловажен поиск и развитие альтернативных форм (прежде всего, семейных) устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Региональный опыт (в том числе и статистика возврата детей в учреждения из опекунских и приемных семей, а это ежегодно 8-10% в сравнении с числом устроенных в семьи) свидетельствует, что поддержка и помощь замещающим родителям необходима не только на этапе принятия решения и в период адаптации всей семьи, но и в последующем. Сегодня в России развивается сеть служб сопровождения замещающих семей. В 2012 г. была введена обязательная подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями.

Развитие семейных форм устройства приводит к сокращению численности воспитанников, а значит, к необходимости реорганизации, перепрофилирования или закрытия детских домов. На их базе можно было бы создавать различные  службы помощи и поддержки семей, сопровождения замещающих семей, выпускников. Наконец, передать их  под детские сады или учреждения дополнительного образования.

Одна из главных проблем при этом – сопротивление работающего там персонала из-за опасений потерять работу. Разумным выходом могла бы стать программа опережающей переподготовки специалистов и/или их трудоустройства. Как показывает практика, многие из них сами становятся приемными родителями.

Проблема подготовки кадров и повышения их квалификации для системы профилактики социального сиротства и семейного воспитания детей-сирот сегодня самая острая. У нас нет профессии  «специалист органов опеки  попечительства», «воспитатель детского дома», а, следовательно, их не готовит ни один вуз.

Как скрасить сиротскую долю

Таблица 2. Размеры выплат на устройство детей (руб., 2007-2013 гг.). Источник: презентация Г.В. Семья
Таблица 2. Размеры выплат на устройство детей (руб., 2007-2013 гг.). Источник: презентация Г.В. Семья
Полностью искоренить детские дома и интернаты невозможно: есть ребятишки, которые по разным причинам не могут быть переданы на воспитание в семьи. Для них требуется качественное улучшение условий проживания, воспитания и образования. В том числе в формате малокомплектных учреждений, условия в которых приближены к семейным (разновозрастные группы, проживание по семейному принципу: кровная или социальная семья, учет индивидуальных потребностей ребенка). В основу концепции таких учреждений должны быть положены рекомендации Совета министров Европы (2005 г.) «О правах детей, постоянно проживающих в специализированных учреждениях».

Таким образом, основной показатель оценки политики в этой области – число детей-сирот в госучреждениях, а не количество устроенных в семьи. Индикатор эффективности такой политики – сокращение числа детей-сирот в детских домах.

Экономика семейного устройства

Таблица 3. Стоимость годового содержания детей сирот в разных типах госучреждений  с учетом прямых и косвенных расходов(тыс. руб. на ребенка). Источник: презентация Г.В. Семья
Таблица 3. Стоимость годового содержания детей сирот в разных типах госучреждений с учетом прямых и косвенных расходов(тыс. руб. на ребенка). Источник: презентация Г.В. Семья

Дальнейшее увеличение денежных выплат не решит проблемы сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Тем более, что разрыв в государственных выплатах на приемных и на родных детей уже стал огромным. Пособия на содержание детей, оставшихся без попечения родителей,  в среднем выросли за период 2007-2012 гг. на 38% (см. табл. 2). При этом в  25 субъектах темпы роста таких выплат были еще выше – более 50%. А в таких регионах, как Псковская область, Чувашская Республика, Республика Саха, Хабаровский край, выплаты выросли на  80-100%

Размер вознаграждения приемных родителей может зависеть от состояния ребенка, характеристик приемного родителя (наличие педагогического, психологического образования; стаж работы в качестве приемного родителя, наличие областных и государственных наград), а также от социально-экономических и природных факторов: проживание в районах Крайнего Севера, в сельской местности.

Да и само содержание детей в госучреждениях обходится совсем недешево. 

Пребывание ребенка в коррекционном интернате города Москвы выливается примерно в 1 млн руб.в год, в детдомах и домах-интернатах расходы меньше, но все равно значительные (см. табл. 3).

Однако при всех этих достаточно высоких затратах примерно в 27%  учреждений невозможно создать условия, приближенные к семейным. Сложная ситуация сложилась и примерно еще в 40% детских учреждений. Практически везде (75%) воспитанники проживают в группах в типовых зданиях школ, детских садов и т п.  Трудно ожидать, что жизнь в таких условиях сформирует социализированных людей. Выпускники-сироты, зачастую, вступая в «большую жизнь», не могут найти себя, не могут создать и сохранить семью; некоторые готовы отдать своих детей («государство меня воспитало, пусть и моего ребенка тоже»). А общество не готово их принять, охотнее предоставляя выпускникам детских домов щедрые пособия по нетрудоспособности и безработице.  Так и формируется внутренняя позиция ребенка-социального сироты: от «ничейного» в детском доме – до «один против всех» в самостоятельной жизни.

 

Галина Семья

 

По материалам доклада Г.В. Семья на заседании пресс-клуба АНЦЭА на тему «Проблема сиротства в России: экономический и социальный аспекты», Москва, 27 февраля 2013 года

 

Приложение: презентация автора

 

Подготовила к публикации Ирина Ильинская

Поделиться:

Партнеры
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА Vedi ancea isras voprosi_econ vvv selhozcoop Международный научно-общественный журнал nisipp