Поможет только климат. Экономическая политика
Поможет только климат
29 Май 2013, Анастасия Астахова

Стимулирование угасающего роста российской экономики за счет монетарной политики, скорее всего, никакого эффекта не даст. Проблемы сосредоточены совсем в других областях. В частности, тревогу вызывает инвестиционная политика госкорпораций, толкающая страну в рецессию, отметили эксперты, выступившие в РИА Новости на круглом столе «Меры по стимулированию экономического роста в России»


Круглый стол в РИА Новости «Меры по стимулированию экономического роста в России»
В российской экономике сформировалась устойчивая тенденция к замедлению роста, поэтому разработка и принятие стимулирующих мер, по сути, ведется с большим опозданием, отметил Директор департамента стратегического анализа Компании ФБК Игорь Николаев. В любом случае они уже не повлияют на экономические результаты года – по прогнозам ФБК, ВВП России за 2013 г. изменился в пределах 0 – минус 2%.

Рецессия: уже или еще нет?

Игорь Николаев
Экономика пока еще не вступила в рецессию, но движется к ней. Тем не менее, пока разговор не идет об автономной рецессии, наблюдающейся в отдельных странах в отрыве от общемировой или общерегиональной тенденции (см. подробнее: Стоит ли бояться рецессии?).

Сейчас темпы роста российской экономики близки к «точке замерзания», а рецессия, вероятно, будет диагностирована если не во второй половине 2013 г., то в первой половине следующего года. Это произойдет в том случае, если правительство не успеет включить стимулирующие механизмы, считает замдиректора Центра развития НИУ ВШЭ Валерий Миронов. Однако паниковать по поводу рецессии не стоит – по подсчетам Центра развития, в период с 2000 по 2012 гг. зафиксировано 50–55 случаев автономных рецессий разной продолжительности в отдельных странах. Разумная стимулирующая политика способна достаточно быстро вывести Россию из подобного состояния.

Ситуация в России не так плоха, как последнее время говорят, уверен Главный экономист банка HSBC по России и странам СНГ Александр Морозов. Текущие темпы роста, скорее всего, позволят иметь около 2% роста ВВП по итогам 2013 года. Потребительский сектор экономики продолжает расти из-за динамики реальных зарплат и доходов населения, что немного подталкивает увеличение ВВП. Однако структурно ситуация выглядит не очень оптимистичной – существуют серьезные риски. Так, существенные проблемы есть в экспортных отраслях (черной и цветной металлургии, газовой отрасли). На протяжении последних месяцев там наблюдается снижение объемов выпуска, что связано не только с ослаблением внешнего спроса на продукцию, но и со снижением конкурентоспособности российской продукции, отметил Морозов. Не лучшим образом обстоят дела и в отраслях, производящих инвестиционную продукцию. За исключение производства строительных материалов, в остальных отраслях наблюдается как снижение спроса, так и падение объемов производства. И эта проблема носит структурный характер. Государственные компания очевидно «выдохлись» – они резко урезают инвестиционные программы, а новых ресурсов для стимулирования экономического роста пока нет. Почти не инвестирует частный сектор, прибыль у которого не растет. Кроме того, на издержки давит и трудная ситуация на рынке труда.

Госкорпорации, на которые делался упор в середине 2000-х, как раз ввели экономику в стагнацию, считает Миронов. В 2012 г. они сократили объем инвестиций на 8%, в текущем году – на 10%, а «Газпром» – вообще секвестировал инвестпрограмму на ближайшие три года на 30%. И никаких рычагов воздействия на госкорпорации фактически нет, подчеркнул Миронов.

Лечат не то, что болит

Александр Морозов
Валерий Миронов
Президент Владимир Путин поручил своему помощнику по экономическим вопросам Эльвире Набиуллиной и первому вице-премьеру Игорю Шувалову к 15 мая подготовить предложения по стимулированию экономического роста. Минэкономразвития предлагает развивать экономику за счет корректировки монетарной политики, улучшения инвестиционного климата, реализации инфраструктурных проектов и поддержки отдельных отраслей. Однако эффект от таких мер будет невелик, считает Николаев. Очень большое внимание придается роли ЦБ. Власти необоснованно полагают, что воздействие на ставки ЦБ и на ставки по коммерческим кредитам поможет оживить экономику. Сам бизнес говорит, что высокий процент коммерческого кредита не является для него критически важной проблемой – по значимости она стоит на 4–6 местах. В то же время самыми важными для бизнеса являются проблемы неопределенности экономического положения, высокой налоговой нагрузки и затухающего внутреннего спроса (см: подробнее: Дефицит кадров страшнее коррупции).

Поэтому снижение процентных ставок существенного эффекта для экономики не даст. Это подтверждают и данные по доле кредитов среди источников финансирования инвестиций в основной капитал – 7,9%, подчеркнул Николаев (см. на ту же тему: Институциональные ограничения и экономический рост. Cм. также: Базовая инфляция – ключевой ориентир).

С тем, что меры монетарной политики неэффективны в такой ситуации, согласен и Александр Морозов. Проблема носит институциональный и поведенческий характер. В России никто не хочет быть предпринимателем. Еще один тревожный фактор – доля ИП и число средних компаний начало снижаться. Поэтому мы снова упираемся в вопросы инвестиционного и налогового климата.

Малый и средний бизнес действительно может серьезно повлиять на экономический рост, но для того чтобы стимулировать небольшие предприятия, нужно изменить налоговый режим для них, предоставив более выгодные условия. В секторе ИП нужно, как минимум, отыграть ситуацию назад – серьезные проблемы возникли в начале года, когда были повышены социальные отчисления и многие предприниматели попросту закрыли бизнес. Однако простое возвращение прежнего режима большого эффекта не даст – закрыть бизнес всегда проще, чем в него вернуться, уверен замруководителя Аналитического центра при правительстве РФ Глеб Покатович. Государству стоит всерьез задуматься о налоговых каникулах для МСБ и усилению активности госкомпаний по привлечению МСБ к работам и контрактам.

Ориентация на мультипликативный эффект

Глеб Покатович
Инфраструктурные проекты, на которые также возлагает надежды правительство, могут не дать ожидаемого эффекта. Даже если деньги в них придут, они вряд ли покроют объем «урезанных» инвестиций госкорпораций. Кроме того, здесь возникает вопрос о тщательном отборе действительно эффективных и нужных проектов с наибольшим мультипликативным эффектом, отметил Николаев. Вложения в инфраструктуру нужны при правильном отборе проектов, их мониторинге и общественном аудите, финансировании за счет облигаций, считает Миронов. Одно из важнейших условий для развития ГЧП и вовлечения частного бизнеса – самоокупаемость проекта. Если это условие не выполняется, проект практически не принесет эффекта для экономики.

Госкорпорации, на создание и развитие которых в середине нулевых годов возлагалась особые надежды по ускорению роста, как раз и ввели экономику в стагнацию, резко урезав инвестиционные программы

Если опираться на сектора, стимулирование которых может дать наибольший мультипликативный эффект для экономики, стоит вспомнить о секторе жилищного строительства (см.: О новой парадигме социально-экономического роста. См также: Сырьевой экспорт и конечный спрос: баланс интересов).

Во-первых, сектор очень зависит от государства как от регулирующего агента, поэтому достаточно быстро реагирует на институциональные изменения. Во-вторых, в рамках строительства пересекаются самые разные отрасли, которые «вынуждены» расти следом, отметил Покатович. В этой связи можно заняться вовлечением земли в хозоборот, потому что сейчас большая ее часть простаивает. Для этого, возможно, есть смысл повысить налоги с земли, которая не используется по назначению. А также стоит повлиять на ипотечные ставки, которые очень важны для повышения спроса на жилье.

На среднесрочную перспективу 2014–2016 гг. необходимо принимать меры по снижению издержек производителей как за счет работы с тарифами естественных монополий (их долгосрочным таргетированием), так и за счет повышения ресурсо- и энергоэффективности, подчеркнул Покатович.

Для повышения эффективности деятельности госкорпораций целесообразно следовать подходу, который оказался успешным в другой стране, зависящей от экспорта энергоносителей, – Норвегии. Там госкорпорации создаются для решения определенной цели или устранения конкретных провалов рынка, и как только цель достигается, госкорпорация мгновенно продается в частные руки.

Все эти меры носят кратко- и среднесрочный характер. К долгосрочным мерам относится улучшение инвестиционного и делового климата. Несмотря на то, что разговоры об этом уже набили оскомину, без подобных мер российской экономике в новых реалиях к устойчивому росту вернуться не удастся, сошлись во мнении эксперты.

 

Подготовила Анастасия Астахова

 

По материалам круглого стола РИА Новости на тему: «Меры по стимулированию экономического роста в России» 17.05.2013, г. Москва

Поделиться:

Партнеры
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА Vedi ancea isras voprosi_econ vvv selhozcoop Международный научно-общественный журнал nisipp