Анонсы

Новости

Последние публикации

Мониторинг экономической ситуации в России, №21(82), Декабрь 2018 Мониторинг экономической ситуации в России, №21(82), Декабрь 2018

07.12.2018

Главные темы выпуска: Развитие регионов России: осенние тенденции 2018 года; Аграрная статистика: коррекция после сельскохозяйственной переписи; Ограничения промышленного роста в 2018 году: версия предприятий; Банковский кредит стимулирует экономический рост.

Подробнее...

Мониторинг экономической ситуации в России, №20(81), Ноябрь 2018 Мониторинг экономической ситуации в России, №20(81), Ноябрь 2018

26.11.2018

Главные темы выпуска: инфляция продолжает ускоряться; исполнение федерального и региональных бюджетов за 9 месяцев 2018 года; Россия как международный донор в 2017 году.

Подробнее...

Анализ механизмов государственной поддержки негосударственных некоммерческих организаций  (Научные труды №176) Анализ механизмов государственной поддержки негосударственных некоммерческих организаций (Научные труды №176)

14.11.2018

Работа посвящена исследованию механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. Авторы обосновывают вывод о целесообразности трансформации системы бюджетной поддержки от «третьего сектора», как это принято в настоящее время, к рынку социальных услуг независимо от организационно-правовой формы, используемой поставщиками таких услуг.

Подробнее...

Мониторинг экономической ситуации в России, №19(80), Ноябрь 2018 Мониторинг экономической ситуации в России, №19(80), Ноябрь 2018

06.11.2018

Главные темы выпуска: усиление роли банковского кредитования корпоративных заёмщиков; околонулевой рост промышленного производства в III квартале; индекс адаптации предприятий; социальное самочувствие населения и возможности самореализации.

Подробнее...

Мониторинг экономической ситуации в России, №18(79), Октябрь 2018 Мониторинг экономической ситуации в России, №18(79), Октябрь 2018

18.10.2018

Главные темы выпуска: Вызовы и риски сценарного прогноза на 2019–2024 годы; Трехлетний бюджет: маневр в пользу производительных расходов; Платежный баланс в III квартале 2018 года: инвестиции нерезидентов сокращаются; Социальная поддержка населения: усиление адресности.

Подробнее...

На днях Министерством финансов РФ были озвучены возможные пути изыскания дополнительных поступлений в бюджетную систему. Наряду с рассмотрением фискальных последствий увеличения ставки НДПИ на газ, транспортного налога и размеров госпошлин, первоочередное внимание уделяется вопросу дополнительного повышения ставок акцизов к утвержденному на 2010 г. уровню.

 

Общий бюджетный эффект от проведения предлагаемых Минфином России индексаций ожидается на уровне 241 млрд руб., из которых около 90 млрд руб. должны обеспечить акцизы на алкогольную продукцию. Для этого Минфин предлагает повысить ставки на алкогольную продукцию на 20% к утвержденным ставкам для всех товарных групп, за исключением пива, на которое ставки планирует увеличить в 3 раза к уровню 2009 г.

На наш взгляд, ожидаемый объем дополнительных поступлений исключительно за счет повышения ставок акцизов выглядит малореальным даже в сравнении с объемами фактических поступлений в 2008 г., когда было собрано по данной категории подакцизных товаров примерно 120,5 млрд руб. Принимая во внимание возможное сокращение объемов производства и реализации алкогольной продукции в 2009 г. и 10%-ный уровень индексации ставок по отношению к 2008 г., можно ожидать, что размер поступлений акцизов на алкогольную продукцию в 2009 г. не превысит уровня 2008 г. в абсолютном выражении. А значит, индексация ставок должна привести к увеличению поступлений почти на 75%.


Дело в том, что, хотя ставки на алкогольную продукцию индексировались чуть ниже уровня инфляции в стране, с фискальной точки зрения, оправданным может выглядеть лишь незначительное повышение ставок акцизов на алкогольную продукцию с содержанием этилового спирта свыше 9 об. и на пиво. В условиях снижения реальных доходов населения и ухудшения финансового положения предприятий отрасли значительная индексация будет способствовать дальнейшему росту теневого сектора, что, в свою очередь будет сокращать общие налоговые поступления отрасли. В то же время предлагаемые Минфином меры неналогового противодействия нелегальному обороту алкогольной продукции, за исключением требования введения минимальных розничных цен на водку и ЛВИ, устанавливаемыми заводами-изготовителями, едва ли приведут к существенным положительным эффектам.

В свою очередь, 3-кратное увеличение ставки на пиво приведет к существенному росту розничной цены. Так, в 2009 г. доля акциза и НДС в цене 0,5-литровой бутылки пива составляет порядка 1,77 руб. В случае 3-х кратного увеличения ставки эта доля в 2010 г. возрастет до 5,31 руб., что повысит цену каждой бутылки пива на 3,5 руб. Особенно это будет ощутимо для среднего и низкого ценового сегмента пива (до 20 руб. за 0,5 л), потребление которых является наиболее популярным. И хотя пиво относится к слабо эластичным по цене товарам, данная мера приведет к наиболее существенному сокращению объем спроса в этих сегментах, а также к расширению доли теневого сектора.

И.А. Соколов - к.э.н., зав. лабораторией бюджетной политики

ranepa/ru   banner vavt