Анонсы

Новости

Последние публикации

Российская экономика в 2017 году. Тенденции и перспективы Российская экономика в 2017 году. Тенденции и перспективы

23.04.2018

Обзор российской экономики за 2017 г. традиционно для Института Гайдара включает анализ широкого круга структурных, институциональных и отраслевых проблем, отражая как конъюнктурные, так и трендовые составляющие социально-экономического развития. При этом 2017 г. характеризуется отчасти противоречащими друг другу тенденциями: переходом экономической динамики РФ в позитивную фазу при возросшей неопределенности, вызванной одновременным ускорением технологических инноваций и ухудшением внешнеполитической конъюнктуры.

Обзоры «Российская экономика. Тенденции и перспективы» издаются Институтом Гайдара с 1991 года, настоящий обзор – это уже 39 выпуск.

Подробнее...

Мониторинг экономической ситуации в России, №13(74), Июль 2018 Мониторинг экономической ситуации в России, №13(74), Июль 2018

12.07.2018

Главные темы выпуска: Денежно-кредитная политика: риски ускорения инфляции увеличиваются; Рост экспорта в январе-мае 2018 г.: не только топливо; Домашние хозяйства переходят к кредитной модели потребления; Миграционные процессы: население России может сократиться.

Подробнее...

Cтабилизационные свойства трансфертов, выделяемых регионам России из федерального бюджета (Научные труды № 173) Cтабилизационные свойства трансфертов, выделяемых регионам России из федерального бюджета (Научные труды № 173)

09.07.2018

В работе проводится исследование стабилизационных свойств федеральной финансовой помощи регионам Российской Федерации. Обзор зарубежных эмпирических исследований позволил выявить ключевые проблемы реализации эконометрической оценки стабилизационных свойств межбюджетных трансфертов. Представлены и проинтерпретированы основные эконометрические подходы к анализу эффекта стабилизации с использованием панельных и межобъектных данных. В результате реализации эконометрических расчетов стабилизационных свойств системы оказания федеральной финансовой помощи субнациональным бюджетам за период 2001–2015 гг. авторы приходят к выводу о наличии эффекта частичной стабилизации федеральным центром налоговых доходов региональных бюджетов.

Подробнее...

Мониторинг экономической ситуации в России, №12(73), Июнь 2018 Мониторинг экономической ситуации в России, №12(73), Июнь 2018

28.06.2018

Главные темы выпуска: Повышение НДС с 18 до 20%: макроэкономические эффекты; Экономические трудности Аргентины: новые проблемы или ошибки прошлого?; Российская промышленность во II квартале 2018 года: стабильно низкий спрос; Динамика российского сегмента интернет-торговли и платежей.

Подробнее...

Мониторинг экономической ситуации в России, №11(72), Июнь 2018

15.06.2018

Главные темы выпуска: Налоговый маневр в нефтяной отрасли: момент для завершения; ЕАС и Китай: соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве упрощает торговые процедуры; Прямые иностранные инвестиции в РФ в 2017 году; Облигационные заимствования растут опережающими темпами; Бюджеты регионов: доходы и расходы растут вместе с долговой нагрузкой низкообеспеченных субъектов; Социальное самочувствие населения до и после президентских выборов.

Подробнее...

На днях Министерством финансов РФ были озвучены возможные пути изыскания дополнительных поступлений в бюджетную систему. Наряду с рассмотрением фискальных последствий увеличения ставки НДПИ на газ, транспортного налога и размеров госпошлин, первоочередное внимание уделяется вопросу дополнительного повышения ставок акцизов к утвержденному на 2010 г. уровню.

 

Общий бюджетный эффект от проведения предлагаемых Минфином России индексаций ожидается на уровне 241 млрд руб., из которых около 90 млрд руб. должны обеспечить акцизы на алкогольную продукцию. Для этого Минфин предлагает повысить ставки на алкогольную продукцию на 20% к утвержденным ставкам для всех товарных групп, за исключением пива, на которое ставки планирует увеличить в 3 раза к уровню 2009 г.

На наш взгляд, ожидаемый объем дополнительных поступлений исключительно за счет повышения ставок акцизов выглядит малореальным даже в сравнении с объемами фактических поступлений в 2008 г., когда было собрано по данной категории подакцизных товаров примерно 120,5 млрд руб. Принимая во внимание возможное сокращение объемов производства и реализации алкогольной продукции в 2009 г. и 10%-ный уровень индексации ставок по отношению к 2008 г., можно ожидать, что размер поступлений акцизов на алкогольную продукцию в 2009 г. не превысит уровня 2008 г. в абсолютном выражении. А значит, индексация ставок должна привести к увеличению поступлений почти на 75%.


Дело в том, что, хотя ставки на алкогольную продукцию индексировались чуть ниже уровня инфляции в стране, с фискальной точки зрения, оправданным может выглядеть лишь незначительное повышение ставок акцизов на алкогольную продукцию с содержанием этилового спирта свыше 9 об. и на пиво. В условиях снижения реальных доходов населения и ухудшения финансового положения предприятий отрасли значительная индексация будет способствовать дальнейшему росту теневого сектора, что, в свою очередь будет сокращать общие налоговые поступления отрасли. В то же время предлагаемые Минфином меры неналогового противодействия нелегальному обороту алкогольной продукции, за исключением требования введения минимальных розничных цен на водку и ЛВИ, устанавливаемыми заводами-изготовителями, едва ли приведут к существенным положительным эффектам.

В свою очередь, 3-кратное увеличение ставки на пиво приведет к существенному росту розничной цены. Так, в 2009 г. доля акциза и НДС в цене 0,5-литровой бутылки пива составляет порядка 1,77 руб. В случае 3-х кратного увеличения ставки эта доля в 2010 г. возрастет до 5,31 руб., что повысит цену каждой бутылки пива на 3,5 руб. Особенно это будет ощутимо для среднего и низкого ценового сегмента пива (до 20 руб. за 0,5 л), потребление которых является наиболее популярным. И хотя пиво относится к слабо эластичным по цене товарам, данная мера приведет к наиболее существенному сокращению объем спроса в этих сегментах, а также к расширению доли теневого сектора.

И.А. Соколов - к.э.н., зав. лабораторией бюджетной политики

ranepa/ru   banner vavt