Анонсы

Новости

Последние публикации

Российская экономика в 2017 году. Тенденции и перспективы Российская экономика в 2017 году. Тенденции и перспективы

23.04.2018

Обзор российской экономики за 2017 г. традиционно для Института Гайдара включает анализ широкого круга структурных, институциональных и отраслевых проблем, отражая как конъюнктурные, так и трендовые составляющие социально-экономического развития. При этом 2017 г. характеризуется отчасти противоречащими друг другу тенденциями: переходом экономической динамики РФ в позитивную фазу при возросшей неопределенности, вызванной одновременным ускорением технологических инноваций и ухудшением внешнеполитической конъюнктуры.

Обзоры «Российская экономика. Тенденции и перспективы» издаются Институтом Гайдара с 1991 года, настоящий обзор – это уже 39 выпуск.

Подробнее...

Мониторинг экономической ситуации в России, №13(74), Июль 2018 Мониторинг экономической ситуации в России, №13(74), Июль 2018

12.07.2018

Главные темы выпуска: Денежно-кредитная политика: риски ускорения инфляции увеличиваются; Рост экспорта в январе-мае 2018 г.: не только топливо; Домашние хозяйства переходят к кредитной модели потребления; Миграционные процессы: население России может сократиться.

Подробнее...

Cтабилизационные свойства трансфертов, выделяемых регионам России из федерального бюджета (Научные труды № 173) Cтабилизационные свойства трансфертов, выделяемых регионам России из федерального бюджета (Научные труды № 173)

09.07.2018

В работе проводится исследование стабилизационных свойств федеральной финансовой помощи регионам Российской Федерации. Обзор зарубежных эмпирических исследований позволил выявить ключевые проблемы реализации эконометрической оценки стабилизационных свойств межбюджетных трансфертов. Представлены и проинтерпретированы основные эконометрические подходы к анализу эффекта стабилизации с использованием панельных и межобъектных данных. В результате реализации эконометрических расчетов стабилизационных свойств системы оказания федеральной финансовой помощи субнациональным бюджетам за период 2001–2015 гг. авторы приходят к выводу о наличии эффекта частичной стабилизации федеральным центром налоговых доходов региональных бюджетов.

Подробнее...

Мониторинг экономической ситуации в России, №12(73), Июнь 2018 Мониторинг экономической ситуации в России, №12(73), Июнь 2018

28.06.2018

Главные темы выпуска: Повышение НДС с 18 до 20%: макроэкономические эффекты; Экономические трудности Аргентины: новые проблемы или ошибки прошлого?; Российская промышленность во II квартале 2018 года: стабильно низкий спрос; Динамика российского сегмента интернет-торговли и платежей.

Подробнее...

Мониторинг экономической ситуации в России, №11(72), Июнь 2018

15.06.2018

Главные темы выпуска: Налоговый маневр в нефтяной отрасли: момент для завершения; ЕАС и Китай: соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве упрощает торговые процедуры; Прямые иностранные инвестиции в РФ в 2017 году; Облигационные заимствования растут опережающими темпами; Бюджеты регионов: доходы и расходы растут вместе с долговой нагрузкой низкообеспеченных субъектов; Социальное самочувствие населения до и после президентских выборов.

Подробнее...

25 сентября 2009 г. в Алма-Ате состоялось заседание комиссии Таможенного союза, по окончании которого страны – участницы – Россия, Белоруссия и Казахстан – объявили о завершении работы по согласованию и унификации единого таможенного тарифа.

Решение о создании Таможенного союза было принято президентами стран ЕврАзЭС 6 октября 2007 г. Ими же был утвержден план действий, согласно которому в течение 2007–2010 гг. предстояло создать договорно-правовую базу.

Формирование единой таможенной территории предполагает отмену таможенных границ между странами Таможенного союза и перенос всех видов государственного контроля, кроме пограничного, на таможенную границу Союза. Планируется, что на белорусско-российской границе контроль будет отменен уже с 1 июля 2010 г., а на казахстанской – с 1 июля 2011 г.

На прошедшем в Алма-Ате заседании был одобрен проект единого Таможенного кодекса, а также проекты договоров, которые будут представлены для рассмотрения и подписания главами государств стран – участниц Таможенного союза.
На заседании 27 ноября 2009 г. лидеры трех государств, как ожидается, одобрят срок вступления в силу единого таможенного тарифа – 1 января 2010 г. Таможенный кодекс начнет действовать с 1 июля 2010 г.

Также с 1 января 2010 г. функции внешнеторгового регулирования трех стран будут переданы комиссии Таможенного союза. Она будет заниматься изменением ставок ввозных пошлин трех стран, а также вводить товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности, устанавливать тарифные льготы и квоты, определять систему тарифных преференций, вводить нетарифные меры регулирования, проводить специальные защитные антидемпинговые и компенсационные расследования. Решения комиссии будут применяться на территории всех трех государств. Механизм принятия решений будет следующий: чтобы решение было принято, необходимо набрать две трети голосов. Сейчас у России около 60% и по 20% у Белоруссии и Казахстана (пропорционально формированию бюджета Таможенного союза).

Доходы членов Таможенного союза от импорта будут распределяться по макроэкономическим критериям. Сейчас обсуждается, какими они будут – ВВП, внешнеэкономическая деятельность, объем товарооборота и т. д.

Единый таможенный тариф и кодекс – ключевые документы для Таможенного союза», но есть и другие проблемы, например, унификация соглашений о свободной торговле (у России такие соглашении есть с Сербией и Черногорией). Кроме того, должен быть создан судебный орган, в котором можно будет обжаловать решения наднациональных органов таможенного союза. Также пока отсутствует механизм распределения экспортных пошлин. Экспортные пошлины в Белоруссии и Казахстане практически отсутствуют, Россия экспортирует более 300 товарных позиций, по которым взимаются вывозные пошлины. Экспортное соглашение между странами союза предусматривает взимание пошлин по стране происхождения сырья. С Белоруссией есть отдельное соглашение по экспорту российских нефти и нефтепродуктов – при их вывозе в третьи страны Белоруссия применяет ставки пошлин, действующие в России. Четкий механизм распределения экспортных пошлин будет рассматриваться на втором этапе создания союза.

Стороны также утвердили директивы для единой переговорной группы по вступлению России, Казахстана и Белоруссии во Всемирную торговую организацию (ВТО) и еще раз подтвердили, что вступать собираются единовременно. Прогнозировать, когда Таможенный союз станет членом ВТО, в настоящее время довольно сложно.

Н.П. Воловик – зав.лабораторией внешнеэкономической деятельности

ranepa/ru   banner vavt